— 18.11.2018 —

9 ноября 2018 года Владимир Путин провёл рабочую встречу с председателем Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым.









В.Путин: Михаил Викторович, Вы хотели поговорить о проблемах социального страхования, системе социального страхования и по некоторым вопросам, связанным с реализацией наших решений по МРОТ.

М.Шмаков: Да, совершенно верно.

В целом не совершенствуется вся система обязательного социального страхования, куда относятся страхование временной нетрудоспособности, медицинское страхование и пока ещё не принятое - пытаются принять - страхование занятости.

И надо продолжать эту работу, поскольку сейчас, например, готовится Бюджетный кодекс прежде всего финансовым блоком Правительства. И этот Бюджетный кодекс, его новая редакция, которая предлагается, не учитывает специфику прежде всего Фонда социального страхования.

Его в принципе по тем данным, которые есть на это время, хотят "растворить" в бюджете, что неправильно и приведёт только к ухудшению защиты работников.

В.Путин: Что значит "растворить" в бюджете?

М.Шмаков: Разнести те вопросы, которые решает Фонд социального страхования, по разным главам этого Бюджетного кодекса, и фактически получается, что государство может в бюджетных целях запускать руку, грубо говоря, в этот Фонд социального страхования. Поэтому есть целый набор таких вопросов, которые надо решать. Но это межведомственные, иногда очень спорные вопросы, которые трудно решаются.

Что мы предлагаем? Мы предложили бы создать, может быть, совет по реформированию обязательного социального страхования по всем четырём направлениям, скажем, под Вашим патронатом, при Президенте Российской Федерации, для того чтобы все эти межведомственные противоречия можно было бы проще разрешать. И тогда все с большим энтузиазмом будут выполнять эту работу.

В.Путин: Это, конечно, сфера деятельности Правительства, но я, разумеется, готов принять в этом участие.

М.Шмаков: Мы говорим о совете. Конечно, это должно работать Правительство, должны работодатели, мы должны работать, но этот статус на какое-то время - пока мы не выработаем определённую концепцию, которую все должны выполнять, - был бы очень полезен, с нашей точки зрения.

В.Путин: Хорошо, давайте это обсудим. Второй вопрос?

М.Шмаков: Второй вопрос - надо доводить до конца те решения, которые принял Конституционный Суд по поводу того, что в минимальный размер оплаты труда не входят компенсационные и стимулирующие выплаты, с одной стороны. С другой стороны, минимальный размер оплаты труда - тариф первого разряда - на любой работе не может быть ниже, чем минимальный размер оплаты труда.

В.Путин: Да, есть такое решение.

М.Шмаков: Да, сейчас Правительством, прежде всего Министерством труда, выпускаются разъяснения, в которых это опровергается и говорится о том, что тариф может быть ниже, а с компенсирующими и стимулирующими добавками это не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Поэтому требуется определённое изменение в Трудовой кодекс, и мы просили бы Вас поддержать это решение.

В.Путин: Давайте посмотрим.

<…>

http://www.kremlin.ru/events/president/news/59081

Что происходит с системой наставничества на российских предприятиях

Для эффективной работы предприятиям нужны опытные специалисты. Но часто руководители вынуждены нанимать соискателей без опыта. Ведь высококвалифицированные давно определились с местом работы. Именно для того, чтобы сделать из новичка профессионала высокого уровня, существует система наставничества. "Солидарность" разбирается, как действовала эта система в СССР и сохранилась ли она на российских предприятиях сейчас.

Начнем издалека. Институт наставничества возник еще в первобытных обществах, где перед инициацией к юношам прикреплялись специальные наставники, обучавшие их правилам, ритуалам и умениям. Система получила развитие в Древней Греции. Помните героя Ментора, который положил начало первым профессиональным наставникам (менторам)? В Древнем Риме наставниками называли домашних учителей. В Великобритании институт наставничества сложился в первых британских университетах - Оксфорде (XII век) и Кембридже (XIII век). Там он известен как "тьюторство" - от слова "тьютор" - домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун.

В СТРАНЕ СОВЕТОВ

О наставничестве в России можно говорить с 30-х годов XX века. В основном система развивалась в производственной сфере, где появилась система бригад. В таких подрядах действовала коллективная ответственность за молодых рабочих, поступавших на предприятие. При этом наставники гордились своим званием, оно было в почете. Нельзя сказать, что при обучении подопечных ими двигали лишь совесть и принципы. Материальные бонусы тоже существовали, но они представляли меньшую ценность.

Если подопечные показывали хорошие результаты, лучших "учителей" поощряли. Они могли получить как льготы, подарок от коллег или путевку в санаторий, так и обнаружить свою фотографию на Доске почета, заслужить благодарность от руководства. Последнее особо ценилось. Кроме того, лучших наставников награждали нагрудными знаками. В 1934 году был учрежден знак "Наставник молодежи", а в 1981 году появилось почетное звание "Заслуженный наставник молодежи РСФСР".

Советское государство на законодательном уровне поддерживало систему наставничества и профессионального обучения на предприятиях и в организациях. Так, ст. 64 закона РСФСР "О народном образовании", принятого в 1974 году, гласила: "Предприятия, учреждения и организации создают необходимые условия и учебно-производственную базу для проведения профессионального обучения рабочих на производстве и осуществляют контроль за их обучением".

ЧТО ТЕПЕРЬ?

Системы наставничества на российских предприятиях в том виде, в котором она существовала в советское время, сегодня практически не осталось. Значки и благодарности на досках почета перестали служить мотивацией, а практика показала, что лучший стимул - материальная заинтересованность. Сказалось появление рынка и конкуренции. Опытные сотрудники к тому же не всегда охотно делятся знаниями, считая молодых специалистов скорее конкурентами, чем помощниками.

Тем не менее наставничество в России пытаются возродить. В 2016 году премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Министерству образования и науки совместно с Министерством промышленности и торговли усовершенствовать институт наставничества и способствовать законодательной поддержке обучения на производстве. Существует три основных нормативно-правовых документа, регулирующих систему наставничества:

- приказ Минобрнауки "Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования" от 18.04.2013;
- указ президента РФ "Об утверждении знака отличия за наставничество" от 02.03.2018;
- указ президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации" от 07.05.2018 - одно из положений документа включает создание условий для развития наставничества.

Также предприятия могут подписать положение о наставничестве в качестве локального нормативного акта. Это, однако, происходит редко, так как действие системы наставничества не прописано и не закреплено в трудовом законодательстве.

НАСТАВНИЧЕСТВО И ПРОФСОЮЗ

Корреспонденту "Солидарности" удалось пообщаться с представителями первичек нескольких крупных предприятий. Вот что они рассказали о системе наставничества в своих компаниях:

Александр Афанасьев, председатель первичной профсоюзной организации ПАО "Северсталь":
- Есть наставничество, есть наставники, мотивация. Есть разные формы мотивации. Кроме того, действует определенное положение о наставничестве.

Дилус Ильясов, заместитель председателя профкома ПАО "КамАЗ" по социально-экономической работе:
- Наша профорганизация наставничеством не занимается. При этом такая система на предприятии существует, работа в этом направлении ведется. Есть положение и наставники. Кстати, недавно на конкурсе наставников Респуб- лики Татарстан наши представители заняли призовые места. Такая работа на КамАЗе ведется, только с профсоюзами она не связана, мы как-то в стороне. А так - без наставничества никак. Молодежи на нашем предприятии очень много, ее нужно учить. Поэтому за молодыми специалистами закрепляются наставники. Есть и династии. Через профсоюз проходят локальные и нормативные документы, мы их корректируем, согласовываем, на этом все. Эта работа административная, ею в основном занимается департамент трудовых отношений и департамент развития персонала.

Валерий Проклов, председатель первичной профсоюзной организации ОАО "Машиностроительный завод":
- Наставничество у нас есть, мы его сохранили со времен Советского Союза. Ежегодно на наше предприятие приходит много молодых специалистов. С ними занимаются наставники, которые официально прикрепляются к ним приказом начальника цеха. Кроме того, за эту работу выплачивается вознаграждение.

"А"-СПРАВКА

Зарубежный опыт

В Финляндии действует инструкция по производственному обучению. Она рассчитана на три недели. В программе предусмотрено планирование производственного обучения для новичков (пробная квалификационная работа и квалификационные экзамены), работа с молодыми специалистам (оценка их успеваемости), повышение квалификации наставников.

В Германии на федеральном уровне действует Директива о пригодности инструкторов, которая содержит требования к наставникам. Так, наставники (инструктора) обязательно должны сдавать экзамен. После того, как директиву отменили, в стране резко сократилось количество молодежи, выбирающей такое образование, когда студенты приобретают теоретические знания в университете, а практические - на предприятиях. Причиной стала недостаточная профессиональность инструкторов. В итоге директиву приняли вновь.

Архив новостей

Читать далее